О поправках к закону об ОСАГО


Одобренные 9 октября поправки к закону об ОСАГО должны стимулировать страховые компании уважать клиента. Именно от своей страховой компании пострадавший в ДТП автовладелец будет требовать выплаты по ущербу, а за задержку выплаты – взыскивать пеню из расчета почти 50 процентов годовых. Оформлять ДТП можно будет без вызова ГИБДД и аварийного комиссара.

Если предложенные правительством России поправки будут приняты и вступят в силу, потерпевшая сторона - водитель, признанный невиновным в ДТП имеет право предъявить требование о возмещении вреда в свою страховую компанию, в которой он застраховал свою ответственность по ОСАГО. Но только, в случае, если в ДТП никто не пострадал (вред причинен исключительно имуществу), а другие его участники также имеют полисы ОСАГО.

Изменение порядка выплаты стимулирует работу страховых компаний. На текущий момент, клиент страховой компании, застраховавшийся по ОСАГО и пострадавший в ДТП, самостоятельно, вынужден добиваться выплаты по ущербу.

Предложенный порядок уже в течение длительного времени применяется в странах ЕС. А в России, такие привилегии давались исключительно владельцам полисов ОСАГО в компании РОСНО, в случае приобретения за дополнительную плату расширения полиса с символичным названием - Евросервис, где автовладелец получает возмещение в своей компании, а страховая компания, в свою очередь, выплаченную клиенту сумму, взыщет с той, которая оформляла полис виновнику ДТП.

Вводится также жесткая ответственность за задержку выплат. За каждый день просрочки клиент или потерпевший будет получать 1/75 ставки Банка России, т.е. 0,13% или 48,7% годовых. Еще в 2005 году Конституционный Суд России пришел к выводу, что государство обязано установить ответственность страховщика, что «позволит стимулировать своевременное исполнение им своих обязанностей и значительно снизить вероятность нарушения прав потерпевшего».

Также в ряде случаев водители смогут сами оформлять ДТП, не утруждаясь вызывать ГИБДД. Упрощенный порядок возможен при отсутствии пострадавших (жизни и здоровью водителей и пассажиров не был причинен ущерб), если зафиксированное в извещении расположение транспортных средств не вызывает разногласий, а владельцы согласны, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей (1000 долларов). Закон не определяет, надо ли в такой ситуации вызывать представителя страховой компании (аварийного комиссара). Порядок уведомления о ДТП может быть предусмотрен договором, а иные особенности упрощенной процедуры оформления происшествия должно будет установить правительство России.

Разумеется, фактически бесконтрольная фиксация страхового случая может способствовать мошенникам. Например, если у одного из участников есть полис «Каско», а не только ОСАГО, по договоренности он сможет взять вину на себя – в такой ситуации компании возместят нанесенный ущерб обоим автомобилям. Но только в пределах той же тысячи долларов.

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам считает необходимым снизить этот лимит: «Вряд ли можно считать целесообразным на первоначальном этапе упрощенного урегулирования убытков устанавливать сумму, соизмеримую с размером средних выплат по стране, которая сегодня составляет 23 тысячи рублей по каждому страховому случаю. Видится, что вначале на практике необходимо отработать законодательные нововведения, а затем поэтапно повышать сумму», – заключает председатель комитета депутат Владислав Резник.

Отменяется установленный действующим законом лимит на выплату возмещения – 400 тысяч рублей в целом и не более 240 тысяч рублей всем потерпевшим (в части возмещения причиненного жизни или здоровью вреда), даже если лихач сбил десять пешеходов. Теперь каждый пострадавший сможет получить до 160 тысяч рублей, а компании придется выплачивать возмещение, не зависимо от числа страховых случаев и количества потерпевших.

Предлагается также защитить пассажиров автобусов и других маршрутных транспортных средств. В частности, законопроект обязывает владельцев (в том числе маршруток) информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора ОСАГО. Порядок предоставления такой информации должно будет установить Министерство транспорта России.

В то же время багаж пассажиров лишается защиты. В предложенной редакции документа из перечня страховых рисков по ОСАГО исключаются случаи причинения водителем вреда перевозимому имуществу. «Вероятно, речь должна идти об имуществе, перевозимом водителем, – предполагает начальник правового управления Госдумы Григорий Ивлев. С этим замечанием согласен и Владислав Резник.

Кроме того, Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменения в статью 966 части второй Гражданского кодекса РФ" в части срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования.

Законопроектом, внесенным депутатами Владиславом Резником и Александром Ковалем, предлагается установить общий, трехлетний срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

В соответствии с законопроектом, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

Установленный статьей 966 Гражданского кодекса с учетом предлагаемых изменений/ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, применяется также к требованиям, ранее установленный Гражданским кодексом срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу данного закона.

В соответствии с действующей редакцией статьи 966 Гражданского кодекса по всем требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, в том числе и страхования ответственности за причинение вреда, установлен сокращенный, двухлетний, срок исковой давности.

В результате реализации данного законопроекта срок исковой давности по требованиям, возникающим, например, из соответствующего договора по ОСАГО увеличится с двух до трех лет.


Последние статьи:
  1. Утраченная стоимость - утрата товарной стоимости. Является ли она ущербом и должна ли возмещаться страховщиком?