Новая редакция закона об ОСАГО - Что нового?


На осенней сессии Госдумы РФ приняты поправки к закону об ОСАГО. Вступят они в силу с 1 января 2008 года.
Введение этих поправок в действие увеличит тарифы по ОСАГО, по оценке страховщиков, примерно в 2 раза.
Но пока поправки не вступили в силу, вопрос увеличения тарифов остается открытым.

В России сейчас владельцем автомобиля является каждый пятый. С 1 января 2008 года автомобилисты столкнутся с рядом нововведений. Например, из закона исключается понятие «внутренняя территория». Пока в случаях ДТП на стоянках около крупных гипермаркетов водитель может лишиться права на получение выплаты.

По мнению страховщиков, надо менять подход к системе страхования жизни и здоровья в рамках ОСАГО. Ежегодно в ДТП гибнут 35 тыс. человек, и сколько еще получают травмы. Но, к сожалению, сегодня система выплат позволяет получить потерпевшим менее 10% необходимой суммы возмещения. Для получения компенсации потерпевшему надо подтвердить свое лечение справками, которые бывает сложно собрать человеку без юридического образования.

Жизнь и здоровье пострадавших в ДТП теперь стоит не менее 160 тыс. рублей на одного человека, при этом ранее существовавшее ограничение в 240 тыс. рублей отменяется. Но эти суммы слишком малы. Предположим, среднестатистический мужчина до 40 лет с заработком 10 тыс. рублей в месяц погибает в ДТП. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, его семья имеет право получить с виновника ДТП 1,62 млн рублей. Поэтому грамотные автовладельцы покупают дополнительные полисы, которые расширяют сумму покрытия.

Ряд аналитиков предлагает ввести в систему ОСАГО фиксированную сумму выплат за травму, полученную в ДТП. Например, перелом ноги оценить в 80 тыс. рублей, руки – в 30 тыс. рублей и т. д. Но такой системы нет пока даже при страховании от несчастного случая.

Поправки в закон об ОСАГО не увеличат размер выплат по физическому ущербу, нанесенному автомобилю. Напомним, что уже четыре года действует постановление федерального правительства № 238, предписывающее создать список авторизованных оценщиков. Но пока непонятно, какой орган власти должен этим заниматься. Представители страховых компаний предлагают перевести систему ОСАГО «на финансовое возмещение за ремонтные работы по предъявленным чекам», как это практикуется для КАСКО. Другой вариант – выплачивать фиксированную сумму независимо от ущерба.

Поправки подразумевают введение т. н. европротокола – системы, при которой все документы для страховой выплаты оформляют сами участники ДТП, не вызывая никого – ни ГАИ, ни комиссара, то есть вообще без арбитра. По идее, это делается для удобства самих же водителей, чтобы они не теряли время, да и не создавали пробки в случае мелких ДТП.

Однако, по мнению экспертов, уровень знания Правил дорожного движения нашими водителями, к сожалению, не позволяет им грамотно оформить документы на месте. Это может привести к последующим судебным разбирательствам, ведь именно по предъявленным схемам страховая компания выносит окончательное решение о выплате.

В принципе профессиональную оценку ущерба готовы взять на себя аварийные комиссары, хотя официального статуса арбитра в отношениях между страховщиком и клиентом у них пока нет. В идеале комиссар должен для этого иметь специальную лицензию и нести ответственность за результат своей работы. Как, например, нотариус финансово отвечает за результаты своей работы и убытки клиента, понесенные в результате его ошибки.

Поправки к закону предусматривают в том числе и штраф за каждый день просрочки при рассмотрении документов и задержке сроков выплат. Но к большинству проволочек будет юридически не придраться, считают эксперты, потому что правила ОСАГО прописаны по-прежнему невнятно.

Новая редакция закона предусматривает 30 дней на рассмотрение документов – этого вполне достаточно, пока хватало и 15 дней (по теперешним правилам). Однако, по мнению представителей страховых компаний, это изменение даст клиенту определенное психологическое спокойствие.

Кроме того, в связи с введением системы прямого урегулирования убытков по ОСАГО, с 1 июля 2008 года потерпевший сможет обратиться в ту страховую компанию, где он купил полис. Пока что надо обращаться в ту страховую, где купил полис ОСАГО виновник ДТП. По мнению экспертов, в результате этого нововведения с рынка уйдут недобросовестные страховщики: теперь никто не сможет переложить ответственность на компанию – виновника ДТП.

Так же, советуем ознакомиться, с последней статьей по теме ОСАГО и изменения в законодательстве:
Нововведения и изменения в ОСАГО, одобренные Госдумой в первом чтении 9 октября 2007 г.


Последние статьи:
  1. О добровольном автостраховании.
  2. Разберемся? Что нужно делать в случае ДТП
  3. Возмещение ущерба по осаго без учета износа.